На состоявшейся в Оренбурге 16—19 апреля 2019 г. международной конференции археологов в секции по вопросам изучения феномена майкопской культуры сделаны доклады сотрудниками АНО НИЦ А. И. Юдиным и Ю. Г. Кочетковым.
Секция по вопросам изучения феномена майкопской культуры была открыта докладом С. Н. Кореневского* (ИА РАН, Москва), в котором были обозначены проблемы исследований майкопско-новосвободненской общности (МНО), ее роль и влияние на развитие степных культур раннего бронзового века. Было отмечено, что накопление нового материала по поселениям и погребениям МНО подтверждает правомерность выделения ее типологических вариантов, таких как галюгаевско-серегинский, или майкопский, псекупский, долинский и новосвободненский (группа горизонта гробниц по А. Д. Резепкину). При этом каждый из вариантов может рассматриваться как отдельная культура, однако все варианты имеют интегральные признаки. Была подчеркнута близость майкопского варианта памятникам лейлатепинской культуры, а также культурам северо-месопотамского круга племен со знаковой керамикой. Дискуссионна проблема о времени появления МНО. Правомерность датировки майкопского феномена в пределах IV тыс. до н.э. подтверждается новыми радио- углеродными датами и датами хронологически близких комплексов лейлатепинской культуры из Азербайджана (пос. Лейлатепе) и Грузии (Бериклдееби слой V).
Важным вкладом в исследования бытовой культуры МНО последнего десятилетия явились активные работы на поселениях. О результатах проведенных М. Б. Рысиным в 2013 г. у г. Апшеронска Краснодарского края раскопок поселения Орлов Ерик рассказала Ю. Г. Кияшко* (Ростов-на-Дону). Особенностью этого памятника является расположение в лесной зоне предгорий, в то время как большинство древностей этого круга встречается в степной предгорной равнине. Изучены остатки двух жилищ, окруженных хозяйственными ямами. Имеются ямы-очаги. На поселении Орлов Ерик обнаружены керамика, зернотерки, кремневые наконечники стрел и вкладыши серпов, а также иные виды каменного инвентаря.
В 2018 г. под руководством А. И. Юдина было продолжено исследование поселения майкопской культуры Чекон, расположенного на левобережье р. Кубань в Анапском районе Краснодарского края. В 2018 г. на поселении вскрыто 6,4 тыс. кв. м культурного слоя. В докладе А. И. Юдина и Ю. Г. Кочеткова* (Саратов) наряду с характеристикой многочислен- ных находок, обычных для поселений майкопской культуры, было обращено внимание на материалы, отражающие культурные взаимодействия майкопского населения с населением сопредельных регионов. Так, неместное происхождение майкопской культуры, связанное с Закавказьем (лейлатепинская культура) и Передним Востоком, нашло свое подтверждение на Чеконе в расписной керамике и в находке цилиндрической печати. Связи со степными ямными племенами отражены в находке топора, аналогии которому находятся среди топоров утевского типа. Уникальна миниатюрная керамическая женская статуэтка серезлиевского типа трипольской культуры времени СII, что показывает совершенно ранее неизвестное направление культурных связей.
Тема важности исследований майкопских поселений была продолжена в совместном докладе С. В. Кореневского и А. И. Юдина*, в котором сопоставлены новые материалы Чекона и поселения Тузла 15 на Таманском полуострове. Оба поселения отнесены к псекупскому варианту майкопско-новосвободненской общности (МНО) на основании характера культурных слоев и всей совокупности артефактов.
Проблема металлопроизводства в раннем и среднем бронзовом веке Предкавказья и на юго-востоке Русской равнины представлялась в докладе Е. И. Гака (ГИМ, Москва). Автором выделены отличительные черты металла, определены основные критерии связанного с ним этапа в металлопроизводстве данной территории.
Большой интерес вызвал доклад А. Р. Канторовича (МГУ, Москва), ознакомившего участников конференции с новыми материалами могильника Новозаведенное-III на Ставрополье, где удалось выявить 13 сохранившихся погребений раннего бронзового века, одно из которых относится к энеолиту или эпохе ранней бронзы, остальные 12 — к эпохе средней бронзы (северокавказская и катакомбная культуры). Особенно интересным было захоронение мастера — изготовителя кремневых наконечников стрел.