Яма с черепами. Крупный план

Загадочная находка археологов.

Осенью 2018 года при спасательных археологических раскопках поселения Чекупс-2, которые проводил коллектив АНО «НИЦ» под руководством научного сотрудника Дмитрия Геннадиевича Баринова, была сделана необычная находка. В хозяйственной яме античного времени было обнаружено 34 человеческих черепа, у которых не было нижних челюстей, а часть из них также носила следы прижизненных повреждений. Никаких других частей скелетов в яме не было. По немногочисленному археологическому материалу, который сопровождал эту страшную находку, можно определить время событий – III век нашей эры.

«Чекупс-2» ‑ довольно большое укрепленное поселение на берегу речки Чекупс в Краснодарском крае. Здесь жили различные народы – меоты, синды, сарматы. Эти земли были самой далекой восточной окраиной греческого Боспорского царства с центром в Керчи. Местные жители контактировали с греками, перенимали у них многие достижения, но сохраняли свои древние традиции и верования. Место, на котором они построили свое поселение, было удобным. Не зря археологи обнаружили, что первые поселенцы здесь появились около 5 тысяч лет назад, потом население неоднократно менялось, место привлекало новых жителей. Для античной эпохи важным стало и то, что всего в 1,5-2 км от Чекупса находился крупнейший греко-варварский город Лабрит, культурный, деловой и административный центр этого района.

Первоначально исследователи предположили, что это место захоронения останков человеческих жертвоприношений, традиция которых отмечалась учеными у разных народов Юга России. Это было связано с обрядом защиты границ земель, на которых обитали племена. Отрубленные головы людей, приносимых в жертву, надевались на колья, установленные вдоль пограничной линии. Считалось, что это должно было защищать племенные территории от посягательства других народов.

Раскопки-поселения-Чекупс-2

Традиция насаживать человеческие черепа на колья возникла еще в каменном веке, об этом свидетельствует недавняя находка археологов на востоке Швеции, где было раскопано святилище с такими «украшениями». Причем, это могли делать по самым разным причинам. У разных народов головы на кольях могли быть как способом устрашения и унижения врагов, так и приемом защиты, почитания и даже уважения к умершим. Череп нередко играл магическую роль во множестве ритуалов, и не только как символ смерти по всему свету. Чаще всего это был магический оберег. Многие древние народы, такие, например, как германцы, скифы и другие, использовали черепа жертв для защиты своих домов и поселений.

И не только в странах Азии и Африки, но даже в Европе в Средние века, когда уже в большинстве стран прочно утвердилось христианство, нередко при строительстве важных объектов – замков, крепостей, мостов и даже монастырей – приносились жертвы, включая человеческие. Поэтому черепа под основанием таких старых построек при реконструкции или раскопках находят нередко.

Обнаруженные нашими археологами черепа были тщательно собраны и отправлены на антропологическую экспертизу. После обработки этих человеческих останков в лаборатории были составлены таблицы, по которым можно сделать выводы о поле, возрасте и причинах смерти людей, чьи черепа оказались сброшенными в яму, служившую на том момент мусоркой. На основе антропологических исследований можно сделать выводы, которые отличаются от первых предположений.

Из 34 черепов только шесть принадлежали женщинам, один ребенку 7-11 лет, остальные – мужские. Мужчины представлены практически всеми возрастными категориями от 13-18 до 45-55 лет. Здесь мы не видим отбора по возрасту, отсутствуют только совсем маленькие мальчики и глубокие старики. Это может говорить о том, что погибли не отдельные люди, выбранные в жертву, а представители всего населения этого городища, правда, преимущественно мужского. Примерно на половине черепов сохранились следы отрубания головы, кроме этого у большинства погибших есть еще другие травмы черепа. Причем и на женских и даже детских черепах.

Яма с черепами. Общий вид

Из всего этого можно попробовать восстановить мрачную картину трагедии III в. н.э. По косвенным признакам погибшие жители этого укрепленного поселка были не просто убиты в бою или принесены в жертву, а казнены. Видимо они восстали против своего правителя или каких-то захватчиков, и против них организовали карательный поход. Побежденных, многие из которых к тому моменту уже были ранены, заставляли склонить голову или встать на колени, и лишали головы. Некоторые сопротивлялись, и палачам приходилось наносить удары мечом несколько раз.

Скорее всего, большинство наказанных были мужчинами-воинами, либо просто способными носить оружие. Женщины того времени также могли брать оружие в руки в случае необходимости. Интересно, что только одна из казненных женщин была старше 25 лет, остальные совсем молодые девушки. Сразу вспоминается легенда о том, что у некоторых кочевников девушки могли выйти замуж только после того, как убьют одного или нескольких врагов.

Головы казненных были насажены на колья и выставлены на площади поселения или на крепостном валу, чтобы показать оставшимся в живых, чем грозит неповиновение. Через довольно продолжительное время, то, что осталось от голов, сняли с кольев и в беспорядке бросили в мусорную яму на окраине поселения.

Позднее на эти земли приходили другие народы, поселявшиеся здесь. Но они не знали, что свидетельства давней трагедии находятся у них под ногами.


Опубликовано

в

от

Метки: