Строительство газопровода между селами Расловка 1-я и Новая Липовка в окрестностях города Саратова должно было затронуть древний могильник, который состоял из нескольких десятков курганных насыпей. По этой причине осенью 2019 г. на месте будущей стройки экспедиция АНО НИЦ под руководством А.Г. Шереметьева провела охранно-спасательные археологические исследования.
Было полностью раскопано 15 курганов. Практически все погребения относились к эпохе бронзового века, но в одном «кургане», было исследовано погребение кочевника золотоордынской эпохи.
Этот «курган», как и несколько подобных ему, исследованных рядом, являлся, скорее всего, естественным холмиком, образованным в далеком прошлом в ходе жизни на этом месте колонии землеройных животных. Холмик имел небольшие размеры и был почти незаметен в рельефе местности. Как правило, такие объекты не содержат археологических материалов. Однако случай у с. Расловка 1-я – исключение из этого правила.
На самом краю холмика (так как он не содержал признаков искусственной погребальной насыпи, то мы не можем называть его курганом) было обнаружено захоронение кочевника 700-летней давности.
Погребение было совершено в прямоугольной яме, перекрытой тонкими плахами, поверх которых была положена частично свернутая шкура коня с головой и ногами. Вместе с конем были положены железные удила и одно стремя.
Сам кочевник покоился ниже в долбленной деревянной колоде. Скелет лежал на спине головой на север, лицом вверх, а руки были вытянуты вдоль туловища. Около него лежал железный нож с деревянной рукояткой, а на голове, возможно, был несохранившейся головной убор, от которого осталось несколько фрагментов пластинки из цветного металла.
Исследование останков лошади показало, что это было молодое (2,5-3 года) животное. Рост коня в холке составлял 136-144 см. Ноги животного были отделены в локтевых и коленных суставах, что считается признаком половецкой погребальной обрядности. Кроме того, среди костей лошади находилось несколько хвостовых позвонков. Таким образом, было установлено, что в погребение было положена шкура коня со всеми четырьмя конечностями, черепом и хвостом. В средневековье у тюркских кочевников, а половцы – это тоже тюрки, была распространена практика изготовления чучел лошади. Шкуру, не отделяя от нее голову, ноги и хвост, набивали сухой травой и в таком виде укладывали в могилу, имитируя позу живой лошади. Но иногда, как и в случае с погребением у с. Расловка 1-я, шкуру могли просто свернуть.
Хозяином коня был мужчина старше 55 лет, для XIII-XIV вв. такой возраст принято называть старческим. Он имел нетипичный для своего времени рост ‑ порядка 175 см, имел чрезвычайно большой массивный скелет, то есть был очень широкоплечим, с чрезвычайно сильным развитием мускулатуры. Удивительно и то, что при высоких физических нагрузках, влияния тяжелых климатических условий и минимум трех травмах, включая компрессионный перелом одного из поясничных позвонков, этот человек дожил до старческого возраста. Это говорит о крепости его организма, но также и об относительно благоприятных условиях жизни и поддержке со стороны окружающих. Ученые смогли определить, что погребенный хорошо питался, а в его рационе было достаточно белковой и собственно мясной пищи. И еще стало известно, что в его жизни верховая езда играла значительную роль.
Много загадок порождает это погребение. Здесь и шкура коня, и положение головой на север, и специфические черты самого индивида. С одной стороны, похожие средневековые погребения с конем встречаются – это было распространено у тюркских народов. А с другой, погребение имело северную ориентировку, что считается характерной чертой монгольского погребального обряда. Однако монголы не практиковали положение в могилу частей туш лошади.
С краниологической точки зрения, погребенный являлся ярко выраженным представителем южносибирской расы в том ее варианте, который был представлен у средневековых домонгольских и золотоордынских кочевников восточноевропейских степей. Причем, у него было смешанное монголоидно-европеоидное происхождение. Антропологический облик погребенного больше соответствует чертам, встречаемым у восточноевропейских тюркских кочевников домонгольской и золотоордынской эпох, нежели особенностям собственно монголов, выходцев из Центральной Азии. Точно так же можно понять и смешение различных элементов погребальных традиций: центрально-азиатской монгольской и восточно-европейской тюркской.
Подводя итог, можно с большой долей вероятности утверждать, что погребение было совершено в XIII ‑ начале XIV вв. скорее всего, он происходил из домонгольских тюркских народов, например, половцев, которые оказались под властью пришельцев из монгольских степей. Его народ испытал культурное влияние монголов, но сохранил часть своих традиций и обрядов. Это был могучий воин, который смог прожить долгую жизнь, пользовался почетом и уважением окружающих и мог вести достаточно обеспеченную жизнь.
Археозоологическое исследование останков коня было проведено к.и.н., с.н.с. археологической лаборатории Самарского государственного социально-педагогического университета Н.В. Росляковой. Палеоантропологическое исследование останков погребенного мужчины провел к.б.н., с.н.с. НИИ и Музея антропологии МГУ А.А. Евтеев.
В настоящий момент скелет кочевника экспонируется в Историческом парке «Россия – моя история» ( г. Саратов, ул. Шелковичная, 19) на выставке «Археологический детектив», которая продлится до 21 марта 2021 года. Там же можно увидеть реконструкцию облика кочевника, выполненную А.В. Рассказовой (Институт этнологии и антропологии РАН).
Выставка и реконструкция реализованы при поддержке Фонда президентских грантов.